Упражнение 17

          В процессе работы над натюрмортом и вазами очень полезно сделать несколько так называемых "отмывок", то есть рисунков одной краской (это может быть какая-нибудь акварельная краска или разведенная водой тушь). Отмывки позволяют не только яснее понять значение тонального единства при решении натюрморта, но и создают необходимые условия для решения сложных постановок. Делать отмывки рекомендуется следующим образом. Натюрморт легко рисуется сначала карандашом, затем весь рисунок прокрывается краской, самым светлым тоном. Это делается для того, чтобы самые светлые места приобрели некий тон, сравнивая с которым, художник дальше прокладывает кистью полутени, намечает тональные отличия одного предмета от другого. Усиливая затем тени, уточняя с их помощью форму предметов, освещение, материальные отличия одного предмета от другого, он сможет добиться точной передачи реальной натуры. В конце работы можно, пользуясь тонкой кистью, прорисовать форму в деталях, усилить тени, а где нужно, наоборот, смыть слишком сильный тон, достигая тем самым большего единства и цельности постановки.
          Подобные отмывки подготовят начинающего художника к быстрым наброскам с "естественных натюрмортов" - вешалка с пальто и галошами, неприбранный стол на кухне, кухонная полка и рядом стол или плита. Подобные натюрморты, которых так много в окружающей нас жизни, нужно рисовать несколько иначе, чем обычные задания. Так, например, карандашом намечаются сначала только основные группы предметов и прокладываются тени, затем, уточнив форму основных предметов в той или иной группе, следует переходить к деталям и конкретизации фактурных и цветовых особенностей предметов. При отмывке же можно начинать даже без рисунка карандашом, пробуя наметить основные предметы легким тоном, а тональные разницы брать сразу в тоне, стараясь одновременно тоном рисовать и строить форму. В конце работы рекомендуется прорисовать всю постановку. Подобные наброски делаются быстро, минут за 20--30. В каждом из них надо стараться добиваться точности как пропорций каждого предмета, его формы, так и общих цветовых и фактурных особенностей вещей, входящих в постановку.
          Следующие натюрморты можно составлять уже специально по сюжетному принципу на такие темы, как, например, "После завтрака", "Уголок клуба" или "Кабинет ученого". Здесь начинающий художник не только использует все свои познания в изображении реальных предметов, передаче их материальных качеств, в композиции, но и дополнит эти знания умением передавать предметы в реальной жизненной обстановке, что составит необходимый фундамент для его последующей работы над изображением человека, над интерьером и пейзажем.



< назад - содержание >

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Service