Упражнение 15

          Следующие по степени трудности натюрморты должны отличаться от ранее выполнявшихся прежде всего своими размерами. Желательно, чтобы в них входили крупные предметы более сложной формы и разнообразной фактуры. Здесь можно использовать стеклянные предметы, рисовать книги, рулоны бумаги, простые по форме вазы, темные и цветные драпировки. Подобное усложнение даст начинающему художнику много материала для изучения.
          Наряду с задачами точной передачи формы, соотношения частей, строгой последовательности в работе он столкнется еще с одним вопросом, условно говоря, тематическим, то есть с подбором предметов.
          Составляя натюрморты, художник и раньше невольно избегал объединения разнохарактерных вещей, например, письменных принадлежностей с кухонной утварью, вазы для цветов с кастрюлей и т. п. Но до сих пор подобранность вещей еще ничего не говорила о теме натюрморта, хотя свидетельствовала о стремлении к целесообразному и продуманному выбору предметов, тем более необходимому в сложных постановках. Сознательно подбирая даже собственно учебные натюрморты, начинающий художник привыкнет к тому, что любая изображенная вещь несет в искусстве определенную, если можно сказать, смысловую нагрузку. Так, например, составляя натюрморт с глобусом, вряд ли стоит вводить в него кувшин или стакан. Сюда больше подойдет чернильница или книга, ткань же правильнее использовать как некую занавеску. В натюрморте с вазой можно положить книгу, как бы забытую на столе, но чернильница и любые другие письменные принадлежности будут здесь менее уместны. Такой сюжетный подбор необходим, но он еще не составляет самоцели, потому что главным для начинающего художника по-прежнему остается изучение предметной формы, ее материальных качеств и приобретение навыка передачи этих качеств средствами рисунка.
          Специфика работы над сложными натюрмортами заключается в более тщательном решении композиции, продуманном анализе и выявлении формы каждого предмета, его материальных особенностей. С самого начала важно верно определять место каждого предмета, входящего в постановку. Поэтому иногда можно нарисовать как бы план всего натюрморта, чтобы правильнее передать местоположение отдельных вещей и их разно удаленность. Перенеся композицию с эскиза на свой лист бумаги и начав строить форму предметов, сравнивайте и сопоставляйте размеры каждого из них и их детали между собой. Следует очень внимательно следить за пространственным размещением предметов и в то же время не упускать конструкцию форм, поскольку это существенно облегчает выявление фактурных и материальных особенностей. Вообще в этих натюрмортах предпочтительно употреблять предметы, различные по фактуре, например, сочетание чернильницы и суконной материи, книги в светлом переплете и деревянного пенала, хлеба и граненого стакана, глиняной крынки и поставленной на ребро тарелки.
          Разнообразие фактур помогает художнику передавать материальность каждого предмета.
          После построения входящих в постановку предметов нужно отметить тональные их различия вместе с прокладкой основных теней. Тени прокладываются не только на предметах, но и по столу и на стене. Это создает то самое тональное единство, которое существует в натуре и позволяет точнее выявлять характер формы каждой отдельной вещи. Конкретизируя форму, находя все детали, все тональные оттенки, которые характеризуют ее поверхность, необходимо соблюдать строгую постепенность в решении объема, то есть, как и раньше, решать сначала крупную форму, большие детали, основные складки, а затем более мелкие и частные подробности. При этом штрих должен обязательно ложиться по форме, чтобы создавалось ощущение единства построения формы тоном. Когда весь натюрморт окажется таким образом решенным, надо попытаться, очень быстро сравнивая изображение с реальными предметами, увидеть их одновременно и, если где-то отдельные детали будут выбиваться и нарушать пространственное положение вещей, исправить подобные ошибки. Так, предмет первого плана, по тону воспринимаемый на рисунке как бы находящимся на втором плане, потребует усиления, проработки формы с тем, чтобы он занял свое настоящее место, и наоборот. Иными словами, художнику необходимо добиться того, чтобы нарисованный натюрморт производил такое же целостное впечатление, какое производит группа составляющих его предметов в натуре.
          В приводимых натюрмортах материальные качества предметов выявлены очень четко, форма хорошо построена и верно решено освещение.
          Приобретя навык передачи материальных качеств предметов, начинающий художник может впервые применить новую технику:
например, вместо ставшего привычным для него карандаша обратиться к углю, который позволяет сразу прокрывать большие плоскости бумаги, легко исправлять нарисованное, добиваться большой тональной звучности. Но прежде, чем перейти к угольным рисункам, попробуем изобразить какую-либо крупную предметную форму вроде табуретки или положенного на пол стула, чтобы привыкнуть к воспроизведению крупного по масштабам предмета.



< назад - содержание - вперед >

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Service