Упражнение 8
Вслед за несколькими
рисунками шара (очень хорошо после белого шара нарисовать шар более темного
цвета) можно перейти к изображению кувшина или еще лучше глиняной крынки. Такое
обращение от геометрических тел к предметам домашнего обихода существенно облегчит
в последующем переход к рисунку натюрморта,
поскольку здесь ставится новая задача передачи материала модели и, значит, более
всестороннего и полного изображения натуры. Рисуя куб или цилиндр, художник
занимался по существу изучением метода изображения реальной формы на листе бумаги.
Поэтому то, что модели были белыми, помогало ему точнее разобраться в светотеневом
построении формы, лучше изучить особенности поверхностей, образующих тот или
иной объем. Теперь сравните цилиндр и крынку. Вы не найдете в последней той
четкости тональных отношений, которая была присуща геометрической модели. Крынка
глиняная, темная; свет распределяется на ней не так ясно, как на геометрической
модели; однако, имея уже представление о законах распределения света и тени,
художник сможет разобраться в построении тоном формы крынки.
Таким образом, отличие
между крынкой и предыдущими моделями заключается прежде всего в тоне и форме.
На это и нужно обратить особое внимание в первом рисунке. Анализируя форму крынки,
рисующий увидит, что она представляет собой как бы сочетание двух простейших
форм- шара и цилиндра. Следовательно, начинать рисунок нужно с построения этих
геометрических тел. Но строить две такие формы вместе художнику не приходилось,
поэтому ему важно для себя решить, как именно вести построение - каждого объема
отдельно (сначала шар, а затем уже на нем цилиндр) или так, как видит крынку
наш глаз, то есть всю целиком.
Проделанные ранее
упражнения должны были выработать у молодого художника понимание значения работы
от общего, сохранения в процессе изображения предмета целостности восприятия
его формы. Поэтому рисунок крынки следует вести как построение целой формы.
Построив нижнее
основание крынки, восстанавливаем из его центра ось и сразу же легкими штрихами
намечаем общую форму крынки.
Когда на бумаге
возникнет некое подобие, еще очень общее, реального предмета, художник может
начинать уточнять форму. Так, наметив на оси то место, где верхняя часть крынки
соединяется с нижней, строим основание цилиндра горлышка крынки. Затем уточняем
наиболее широкое место в шаре крынки, проводим диаметры и определяем всю ее
нижнюю часть.
Но когда общее построение
будет завершено, возникнет необходимость добиться большего сходства с натурой.
Для этого заштриховываем часть крынки, не получающую прямых лучей света, как
то делалось в предыдущих упражнениях, и убеждаемся, что в данном случае такой
штриховки оказывается недостаточно. Нарисованная крынка все еще остается непохожей
на модель, поскольку и на светлой стороне она не является белой, как гипсовые
куб или призма, а обладает окраской, то есть темнее того листа бумаги, который
служит ей фоном. Поэтому приходится усилить тон как освещенной, так и неосвещенной
части. И в дальнейшем, уточняя размеры, соотношение отдельных частей крынки,
постоянно сравнивая их друг с другом, художник должен все время следить за тональными
отношениями между светом и тенью на самой крынке, а также на крынке и на фоне.
Решив задачу сочетания
в единой форме крынки двух геометрических объемов, можно переходить собственно
к натюрморту.
< назад - содержание - вперед >