Упражнение 2

          Следующее упражнение - рисунок рамки - более трудно для начинающего, поскольку здесь он сталкивается с предметом, довольно сложным по форме. Рамку, которую можно сделать самому, вырезав из картона, нужно начинать рисовать так же, как и линейку. Положив новую модель на стол под углом, например, 45° относительно места, где собирается сидеть художник, прежде всего определяем ближайшие ее стороны. Для этого проводим горизонтальную линию, отмечаем на ней точку - место касания ближайшего угла рамки с линией - и от этой точки строим стороны рамки, а затем, измерив ширину и сравнив модель с рисунком, Отмечаем остальные стороны. Все это делается "на глаз", как и рисунок линейки.
          Когда внешние границы рамки будут таким образом намечены, можно переходить к определению ее внутреннего выреза. Мысленно продолжаем одну из сторон выреза до пересечения с наружной стороной рамки и, отметив точку пересечения, переносим ее на наш рисунок. От этой точки строим внутренние границы рамки. Найдя две ближайшие из них и установив размеры, можно пометить и дальние. Когда построение будет закончено, следует еще раз сравнить изображение с натурой и поправить замеченные неточности. Нужно сделать несколько рисунков рамок, кладя их под разными углами и стараясь как можно точнее и четче определять положение рамки на плоскости стола и соотношение ее частей.
          Рассматривая окружающие нас предметы, мы обычно удивляемся многообразию поверхностей, которые образуют их форму. Но анализируя сложный по форме предмет, нетрудно обнаружить в нем своеобразное сочетание простейших форм. Например, кувшин можно рассматривать как соединение шара и цилиндра, вазу - как сочетание двух конусов и цилиндра и т. д. Подобное упрощение позволяет легче разобраться в характере устройства формы и ее изобразить. Наконец, подобный подход ускоряет для молодого художника переход от первых рисунков к изображению более сложной формы. Умение рисовать простейшие геометрические тела открывает дорогу к передаче самых сложных предметов. Поэтому после первого знакомства с началами рисунка вообще необходимо переходить к изучению метода изображения реальной формы на простейших геометрических телах.
          Если до сих пор вы рисовали плоские предметы, то есть различные вещи, обладавшие незначительным объемом - "толщиной", то теперь задача существенно усложняется. Рисовальщику предстоит передавать не только протяженность предмета в глубину (линейки, рамки), но и объем. Посмотрите, например, на куб, с которого и следует начать следующую серию упражнений. Его форма образуется квадратами граней, сходящихся под прямыми углами друг к другу. Ребра граней соответственно также сходятся под прямыми углами. Разобравшись в строении этой несложной формы, можно попробовать перейти к рисунку.
          Мы видим куб с одной стороны, и потому невольно возникает вопрос, не начать ли его именно так и рисовать. Но попытка изображать только видимые грани сразу наглядно покажет художнику, что рисунок получается совсем неубедительным. И дело здесь в том, что он рисует только видимую часть формы, не воссоздав на бумаге ее действительное строение, или, иначе говоря, конструкцию. В уже знакомой начинающему художнику рамке границы внешней формы собственно и определяли конструкцию. Что же будет составлять конструкцию в кубе? Очевидно, границы граней, которые определяют основные особенности формы, точнее сказать, места пересечения граней, образующие ребра куба. Тем самым ребра представляют как бы основу всей конструкции куба, и потому именно с них начинается рисунок его формы.

< назад - содержание - вперед >

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Service