Упражнение 13

          Первые натюрморты этого рода необходимо составлять из предметов, хорошо знакомых рисовальщику. Подобное условие обязательно потому, что знакомая и привычная для глаза форма позволит легче и точнее справиться с ее решением, чем впервые увиденная. В постановку можно включить в качестве своего рода ориентира одну какую-либо геометрическую форму и непременно кусок ткани - полотенце или обрезок белой материи. Вначале ткань послужит простым фоном или ее можно постелить на стол под всю постановку, уложив одну-две небольших складки; в дальнейшем тканью следует пользоваться более широко и самостоятельно, например, вешать один конец на стену, а другой спускать на стол и т. п. Сами натюрморты составляются по принципу соединения в одной постановке предметов, разных по форме и материалу. Кружка, кувшин, яблоко и куб - хороший подбор для первого задания.
          Процесс работы строится аналогично прежним заданиям. Необходимо, прежде всего, сделать эскиз и исходя из него наметить на бумаге натюрморт. Но при построении формы предметов художник должен с самого начала рассчитывать на ранее приобретенные знания, опираться на них. Практически это значит, что здесь нет надобности так тщательно анализировать устройство, основание каждого предмета, прослеживать невидимые грани, как в натюрмортах из гипсовых геометрических тел. Предметы нужно рисовать как бы сразу, стараясь наметить и решить их форму вместе с тоном и выявлением материальных качеств вещей, после решения общей формы предметов переходить к выявлению тоном материальных отличий их друг от друга, показывая, какие предметы темнее и какие светлее; тут же фиксировать разницу фактур - мягкая, жесткая, металлическая, глянцевая, гипсовая и т. п. Одновременно помечается фон, который трактуется как среда, то есть около светлых предметов слегка темнее и наоборот. Здесь можно пользоваться резинкой или снимкой, применять различные направления штриховки для выявления фактур предметов.
          Получив возможность вести рисунок, сравнивая его с натурой, художник должен и дальше уточнять вместе с формой светотень, тон и материальные отличия предметов.
          Первые рисунки постановок подобного рода не обязательно доводить до полной законченности. Достаточно построить форму, решить освещение и показать разницу фактур, чтобы переходить к следующему рисунку. Это допускается для того, чтобы начинающий художник мог полнее сначала разучить самый метод изображения предмета, научиться правильно и последовательно вести работу, знать, как выявляются материальные особенности формы. Но последующие натюрморты обязательно доводятся до полного завершения в передаче материальных, тональных и фактурных отличий предметов, поскольку именно углубленное изучение формы служит основой изображения окружающей нас натуры и действительности. Ведь натюрморт в учебной работе - это, прежде всего, одно из средств, позволяющих художнику научиться передавать все разнообразие материальных вещей и тем самым вооружиться необходимым для его творчества методом реалистического искусства.
          Последующие натюрморты усложняются как за счет большего количества входящих в них вещей, тканей, так и за счет разнообразия фактуры предметов. Если в первых постановках оказывалось предпочтение предметам, контрастным по фактуре (яблоко и глиняная кружка, кружка с черным хлебом и тарелкой), то теперь, наоборот, лучше соединять вещи, близкие по цвету и фактуре, как, например, холст, деревянная корзина, крынка, полотняный мешок, использовать самые разнообразные ткани. Раньше ткань служила преимущественно фоном, здесь же важно попробовать использовать ее как часть натюрморта, объединяя ею композицию и подчеркивая фактуру отдельных предметов. Последовательность рисунка сохраняется та же, что и в более ранних натюрмортах, но самый характер работы должен определяться той точностью, которая необходима для передачи материальных особенностей вещей. Поэтому после первоначального наброска общих форм предметов сразу переходим к изображению этих предметов, стараясь выявить их материальное отличие друг от друга. Работать нужно отношениями тона, помня все время о тональном масштабе и добиваясь натуральности не за счет черноты рисунка, а за счет верной передачи всех отношений.
          В заключение художнику останется тщательно сравнить и сопоставить рисунок с натурой. Стараясь сидеть неподвижно, только глазами перебегая с рисунка на натуру, художник должен заметить те неточности в форме, в ее деталях и освещении, которые раньше он не видел. Сравнивая таким образом рисунок с натурой и исправляя его, он добьется точного изображения. Столкнувшись с необходимостью более точной передачи материальных особенностей предметов, он научится на этих натюрмортах более полно и, значит, правдиво передавать натуру и овладеет знаниями, необходимыми для перехода к натюрмортам с большим количеством предметов, сложнейших по форме и фактуре.




< назад - содержание - вперед >

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Service