Упражнение 10
Первый натюрморт
лучше составлять из ранее рисовавшихся и потому хорошо изученных предметов.
Сама по себе задача изобразить несколько вещей вместе достаточно трудна. Возьмите
тот же знакомый вам куб и еще какую-нибудь геометрическую форму, предположим
цилиндр, и попробуйте сделать постановку,
то есть так расположить их на столе, чтобы с того места, откуда художник собирается
рисовать, они смотрелись уравновешенно и не вызывали желания их переместить.
Составив таким образом группу, можно переходить к рисунку, которому здесь уже
должен предшествовать обязательный эскиз. Для этого следует взять небольшой
кусок бумаги и, начертив на нем небольшие рамки с таким же соотношением сторон,
как тот лист, на котором вы собираетесь рисовать натюрморт, начать искать уравновешенное
расположение всей группы по отношению к рамке. Для того чтобы облегчить поиски,
вся группа помечается в целом, а не каждый предмет отдельно. Когда место натюрморта
будет найдено и тем самым композиция окажется решенной, последнюю переносят
на основной лист бумаги.
Глядя попеременно
на эскиз и натуру, общими линиями помечаем всю группу из двух предметов на листе,
чтобы она в общем соответствовала положению на эскизе, и только после этого
приступаем непосредственно к рисунку. Сначала путем сравнения расположения предметов
в натуре с намеченной композицией уточняются отдельные составные части натюрморта.
Легкими линиями предметы "отсекают" друг от друга, намечают общий
размер, общую форму и положение каждого из них на столе. Когда вся группа в
целом будет определена, можно переходить к построению отдельных предметов. Прежде
всего, легко намечаются основания с тем, чтобы они заняли правильное пространственное
положение, затем
уточняются грани и верхние части форм. Все это нужно делать, не упуская из виду
общей формы и группы в целом. Отсюда очень важно уже в процессе построения проложить
основные тени и проверить тем самым положение граней.
В результате такого
общего решения в листе возникнет изображение предметов, внешне похожих на те,
которые видит глаз художника.
Для того же, чтобы
достичь полного зрительного сходства, надо еще уточнить размеры граней, соотношение
отдельных частей друг с другом, конкретнее передать освещение, что и составит
второй этап работы над натюрмортом. Непрестанно сравнивая рисунок с натурой,
ведя его все время от общего, параллельно уточняя форму и освещение, не теряя
из виду значения фона для передачи объема предметов, художник решит весь натюрморт.
Однако в процессе подобной работы начинающий рисовальщик, выявляя форму каждого
отдельного предмета, заботясь о точности передачи его размера, очень часто упускает
общую связь между предметами. В его рисунке на разных вещах могут оказаться
одинаковые тени или одинаково освещенные части, что не соответствует действительности.
Свет заливает всю группу как единое целое, и поэтому в натюрморте будет одно
самое светлое и одно самое темное место.
Приведение изображения
к единому тональному целому и является для художника последним завершающим этапом
работы над рисунком.
Подобных натюрмортов
начинающему художнику надо выполнить несколько, потому что, только изучив простейшую
форму, характер ее светотеневого построения, принципы организации композиции
натюрморта и метод работы от общего, можно переходить к изображению несложных
вещей из окружающей нас обстановки. Соответственно большое значение приобретают
здесь точность построения, верная передача светотеневых отношений. Причем, рисовать
следует на светлом фоне и лучше при электрическом освещении, которое дает возможность
четче определять светотень на форме.
< назад - содержание - вперед >